06:10
Пробки:   1
$
79.6588
90.4644

Лучшие проекты в сфере цифровизации транспорта 2021-2022: обзор новинок и результатов

13 июля 2022
3021
8 мин.
Лучшие проекты в сфере цифровизации транспорта 2021-2022: обзор новинок и результатов

В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. За реализацию указанных в документе инициатив отвечает Минтранс совместно с федеральными органами исполнительной власти. При этом ряд аналитиков сходятся во мнении, что одним из главных факторов развития транспортной отрасли является применение современных цифровых решений.

Цифровизация транспорта в нашей стране уже началась и активно ведется. Сейчас можно оценить первые результаты внедрения новых проектов как в Москве, так и в регионах, и дать прогноз, как будет трансформироваться облик транспортно-логистической сферы. Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет в связи с внедрением технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT) транспортная отрасль выйдет на новый уровень качества. 

Оплата проезда в метро по биометрии

В октябре 2021 года на всех станциях московского метро заработал сервис оплаты проезда при помощи системы распознавания лица Face Pay. Москва – первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. При этом все остальные сервисы оплаты по-прежнему доступны пассажирам. Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно загрузить через приложение «Метро Москвы» свою фотографию, банковскую и карту «Тройка». На станциях расположены специальные турникеты, для прохода через которые достаточно посмотреть в камеру. Плата за проезд списывается автоматически. Особые устройства пропуска отмечены стикерами.

По словам разработчиков, вся информация о пользователе сервиса надежно зашифрована. Камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица. В планах Минтранса – создать глобальную систему цифровых профилей пассажиров для оплаты проезда на всех видах транспорта по биометрии к 2030 году. А инициатива «Зеленый цифровой коридор пассажира» предполагает, уже к 2024 году более 70% россиян смогут путешествовать по крупным городам России по цифровому профилю, без физических документов. Это почти на 25% сократит время ожидания общественного транспорта, а скорость перемещения пассажиров возрастет на 37%.

«Умная» оплата в наземном транспорте

Технология Face Pay действует только в московском метрополитене, однако в наземном пассажирском транспорте тоже внедряют инновационные способы оплаты без необходимости валидации. Например, в Тверской области, Казани и Таганроге пассажиры оплачивают проезд бесконтактно с помощью транспортного мобильного приложения, к которому привязана банковская карта.  В салоне транспортного средства находится QR-код, на который нужно навести камеру смартфона, подтвердить оплату и получить электронный билет. В июне 2022 года к тестированию новой технологии подключился Нижний Новгород – сервис пока работает в тестовом режиме.

Кроме того, разработчики запустили так называемую «умную» оплату проезда с использованием специальных датчиков в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов. Мобильное приложение само взаимодействует с этими устройствами, считывая точки входа и выхода пассажиров и просчитывает стоимость поездки. Пользователь лишь подтверждает списание денег одним кликом по экрану смартфона и получает электронный билет. Цифровой сервис полностью обеспечивает оплату без участия водителя или кондуктора, а время посадки при таком способе оплаты сокращается на 30%.

Отечественная IT-платформа для транспорта

В этом году различные отрасли российской экономики, в том числе IT-сфера и пассажирские перевозки, столкнулись со сложностями из-за санкций. Перед отечественными разработчиками встала задача ускорить процесс импортозамещения иностранного программного обеспечения.

При этом в стране уже есть достойные и конкурентоспособные решения, успешно показавшие себя не только в тестах, но и в эксплуатации. Так, российская компания «Инновационная мобильность» предложила технологичную IT-платформу для покупки билетов на все виды транспорта дополнительных услуг, таких как выбор мест, багаж и питание. Сейчас через платформу доступно оформление авиабилетов на рейсы всех российских авиакомпаний: система напрямую подключена к ресурсам ведущих российских авиакомпаний Аэрофлот, Победа, S7 Airlines, Уральские авиалинии, Азимут, а также интегрирована с отечественными системами бронирования Sirena-Travel и TAIS (SIG). А также здесь доступны железнодорожные, автобусные, водные перевозки.

Важно отметить, что IT-платформа находится в российской юрисдикции. Это означает, что в условиях жестких санкций со стороны иностранных государств и ухода из России крупнейших международных ИТ-компаний сервис будет работать стабильно.

Платформы бронирования и покупки билетов являются крупными агрегаторами персональных данных.  Использование отечественных сервисов позволяет хранить и обрабатывать эту информацию в полном соответствии с российским законодательством.

Сети 5G на воздушном транспорте

Если говорить о перспективах развития авиатранспортной отрасли в России и мире, то нельзя не упомянуть сверхбыстрые сети 5G. Эксперты SITA – ведущего IT-провайдера в сфере воздушного транспорта – считают, что потенциал для внедрения инноваций огромен. Тестовые испытания 5G проводились в аэропорту Gatwick в Лондоне и международном аэропорту Daxing в Пекине. Технология уже применяется для улучшения программ в аэропортах, для авиационной связи, управления багажом и для обработки данных пассажиров. По прогнозам CSS Insight, к 2025 году в мире будет 2,7 миллиарда 5G-подключений. Технология станет обычным явлением в аэропортах, и идея всеобщей интеллектуальной связи окажется жизнеспособной.

Сети 5G смогут поддерживать миллион устройств на каждом квадратном километре, позволят предоставлять массивные потоки данных, обеспечивая безопасное наблюдение за деятельностью аэропортов в режиме реального времени. Аэропорты, авиакомпании, авиадиспетчеры, операторы и подрядчики смогут эффективно взаимодействовать друг с другом. Результатом станет интеллектуальный мониторинг очередей по всему аэропорту и увеличение пропускной способности. Объединение 5G и интернета вещей позволит авиакомпаниям и аэропортам снизить затраты на топливо и оптимизировать использование ресурсов, в том числе трудовых. Воздушные судна нового поколения смогут обмениваться огромными объемами данных, проводить профилактическое техобслуживание, осуществлять более своевременные вылеты и повышать качество обслуживания пассажиров. А объединение 5G и Wi-Fi сделает подключение к сети непрерывным и «бесшовным».

Пассажирские перевозки по запросу

Еще один мировой тренд – пассажирские перевозки по запросу – в этом году начали внедрять в Московской области. Сейчас услуга тестируется в микрорайоне Опалиха города Красногорска. Эту территорию выбрали для пилотного проекта из-за плотной жилой застройки, неравномерного пассажиропотока и низкой пропускной способности дорожной сети – организация регулярных рейсов здесь малоэффективна.  

Тестовый маршрут по запросу соединяет жилые комплексы и станцию МЦД «Опалиха». Оставить заявку можно в приложении: нужно указать желаемое время и место остановки автобуса, а также оплатить проезд онлайн с помощью банковской карты. Сервис формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей. Уже первый месяц тестирования дал почти двукратное сокращение времени в пути для пассажиров и пятикратное снижение стоимости проезда в сравнении с ценой проезда на такси, которым чаще всего пользовались местные жители.

Мобильное приложение MaaS

Говоря о развитии и цифровизации транспортной отрасли, нельзя обойти стороной концепцию Mobility-as-a-Service (Мобильность-как-услуга). Она предполагает не только перемещение пассажиров из точки А в точку Б, но и создание единой инфраструктуры и приложений для планирования маршрута и покупки билетов. Популярность концепции в мире растет с каждым годом, ведь она позволяет сделать пассажирский транспорт более удобным, разгрузить автодороги, уменьшить количество пробок и улучшить экологию.

В частности, городская мобильность реализуется в Москве. Она строится на базе приложения «Московский транспорт». Региональная концепция Maas «пилотируется» сейчас в Самаре, где работает мобильное приложение для пассажиров «MaaS. Билетные решения».  Оно предоставляет возможность построить оптимальный маршрут, комбинируя различные виды транспорта.

Приложение объединяет поезда дальнего следования, электрички, водный и городской транспорт, межрегиональные автобусы, а в ближайшее время добавится и авиация. То есть пассажир может спланировать все путешествие как по Самарской области, так и по России. Также в приложении от «Инновационной мобильности» можно оформить страховой полис на все время поездки. И проезд, и услуги можно оформить одним платежом.  

В перспективе, с развитием «умных» городов и внедрением MaaS в регионах, искусственный интеллект позволит строить оптимальные маршруты и подбирать транспорт в зависимости от состояния дорог, наличия пробок и данных о персональных предпочтениях пользователя.

Новости по теме

Власти Ростова в этом году в сторону повышения пересмотрят цены на проезд в городских автобусах, задействованных на маршрутах. Сведения подтвердил Вадим Шкабарня, возглавляющий Департамент транспорта. Шкабарня объяснил, что последние два года тарифы...
19 марта 2025
В Новочеркасске (Ростовская область) разберутся с причиной подорожания цен на проезд. Юрий Слюсарь высказался на эту тему в своем Telegram-канале. Жители пожаловались губернатору на баснословные цены на проезд на маршруте №340. Если раньше добраться...
14 января 2025
В России готовятся к запуску президентского нацпроекта по обеспечению транспортом. На его реализацию потребуется порядка 6,7 трлн рублей. Данные содержатся в презентации Минпромторга. Ведомство представило три сценария реализации проекта. При консер...
25 августа 2024
В Ростовской области объявили о поиске надежного подрядчика для проведения четвертого этапа создания ИТС. На эти цели выделили 295 млн рублей. Министерство транспорта представлено в тендере в качестве заказчика. В техническом задании, размещенном на...
2 апреля 2024
По итогам первого квартала 2023 года группа ВТБ демонстрирует восстановление рентабельности бизнеса. По предварительным результатам чистая прибыль Группы за первый квартал составила около 140 млрд рублей. По итогам 2022 года активы группы ВТБ достиг...
5 апреля 2023

Последние новости

В 2025 году россияне начали массово жаловаться на сокращение и обнуление лимитов по кредитным картам — у многих доступные средства уменьшились в 3, 5 и даже 20 раз. Портал «Живем в Нижнем» разбирался, в чем причина сокращения лимито...
27 мая 2025
В России успешно себя показал введенный несколько лет назад режим самозанятости. В целом, все задуманное у страны получилось. Владимир Путин заявил об этом на встрече с представителями организации «Деловая Россия». «Когда мы приним...
27 мая 2025
22 мая 2025 года в Москве состоялась торжественная церемония награждения лауреатов ежегодной премии FINAWARD – 2025, вручаемой журналом «Банковское обозрение» за лучшие финансовые и финтех-инновации, продукты и решения, а также спос...
26 мая 2025
Страховая компания КАПИТАЛ LIFE (ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») подвела итоги страхования путешественников в период майских праздников и представила прогноз летнего туристического сезона 2025 года. Большинство клиентов КАПИТАЛ LIF...
26 мая 2025
ББР Банк расположился на 4 месте рейтинга выгодных банков для открытия рублевого вклада по итогам мая 2025 года. Данный рейтинг, составленный аналитическим сервисом Brobank.ru, основывается на анализе сберегательных продуктов 50 ведущих финансовых о...
26 мая 2025
В Ростовской области порядка 25% застройщиков не платят налоги в местный бюджет, поскольку официально прошли регистрацию в других российских регионах. Внимание на проблему обратил Сергей Вифлянцев, занимающий должность первого замминистра строит...
26 мая 2025

Общественная редакция в Ростове

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8,213,768,280
Умерли за год
23,960,521
Родились за год
58,947,122